Сфера услуг категории, отличия, будущее
Индустрия услуг, как экономическая составляющая народного хозяйства, не производит товары или средства производства. Достаточно широкий спектр ее деятельности выражается в оказании услуг населению на национальном (государственном) и местном уровне в здравоохранении и образовании, транспорте и сбыте товаров. Услуги ─ основной вид деятельности юридических, банковских, страховых структур, коммунальных предприятий, сферы общественного питания и индустрии развлечений, а также туристических компаний и гостиничного бизнеса. В развитых странах большая часть трудового фонда занята именно в сфере услуг (60-65%), что существенно превышает, в процентном отношении, общее число работников всех остальных отраслей.
Деятельность данной сферы можно условно разделить на две категории: а) базовые услуги и б) услуги высокого разряда.
Базовые услуги присутствуют, как в развитых, так и развивающихся странах. К этой категории относятся: транспорт, розничная торговля и широкий спектр профессиональных, коммунальных и прочих услуг, которые необходимы для поддержания повседневной жизни более или менее развитого общества. Торговые центры расположены в густонаселенных кварталах (районах), железнодорожные и автобусные станции находятся вблизи от них. С точки зрения услуг, различие между развитым государством, скажем, Францией и развивающим, например, Пакистан заключается в более прогрессивном способе оказания услуг. Так, французы большую часть покупок совершают в кондиционированных супермаркетах, а пакистанцы, на рыночных прилавках под открытым небом. Но и супермаркет, и рыночный прилавок выполняют одну и туже функцию.
Функции, обязанности и ответственность саморегулируемых организаций (СРО). В настоящее время статус саморегулируемых организаций могут получить объединения предприятий, функционирующие по принципу некоммерческого партнерства, подробнее тут. Если деятельность таких организаций отвечает всем требованиям, регламентированным в Градостроительном Кодексе и прочим нормативным актам.
Услуги высокого разряда охватывают все виды страхования, международную оптовую торговлю, фондовые рынки, банковское обслуживание, государственное управление и высшее образование. Данные виды сервиса затрагивают такие сферы, как экспортно-импортные операции и подготовку кадров и не востребованы в повседневной жизни людей. Основную часть квалифицированного персонала этой категории («белые воротнички») составляют: офисные служащие, менеджеры, врачи, преподаватели и работники торговли. А вот «синие воротнички» реализуют услуги ручным трудом ─ на транспорте, строительстве, на промышленных предприятиях, в системе коммунального газо-, водо и электроснабжения, и на местных сервисных объектах (ремонт коммуникаций, автомобилей, бытовой технике, дорог).
Отличие сферы услуг от других областей хозяйствования состоит в том, что, несмотря на значительную трудоемкость, ее нельзя механизировать. По сравнению с другими отраслями, в этой сфере задействовано большое количество рабочих мест. Примечательно, что в свом большинстве, работа в сфере обслуживания не требует применения физической силы, а потому в ней женщин занято гораздо больше, чем в других областях. В некоторых отраслях обслуживания, например, в индустрии отдыха, общественном питании, работа часто носит сезонный характер, что обеспечивает многим желающим кратковременную или временную занятость. Предоставление ряда жизненно важных услуг берет на себя государство (местное самоуправление). Школьное образование во всех странах обеспечивается государством. А в некоторые страны внедрена система бесплатного здравоохранения.
Будущее сферы услуг. Автоматизация сферы услуг приводит к сокращению не только продолжительности рабочего дня, но и к сокращению служащих. Благодаря компьютерным терминалам, связанным с главным процессором в офисе, многие офисные служащие получили возможность работать дома. У людей появляется все больше свободного для досуга времени. Это значит, что в будущем следует ожидать возрастание спроса на услуги и расширение (развитие) индустрии развлечений и туризма.